РУС ENG На главную страницу
BLACK SEA WRECK CLUB





Движение

В рамках конкурса статей:
Рэки лагуны Трук

Автор: Сабина Хауснер (Sabine Hausner)

Даты проведения: с 17.01.1944 по 18.01.1944

Загадочный флот Лагуны Трук. Много вопросов, очень мало ответов. За два дня – 17 и 18 января 1944 года – здесь было потоплено 45 кораблей японского флота. Сейчас это прекрасное место для погружений. Глубоко внизу, в спокойной кристально чистой воде рэки ожидают нас.

В 30-х годах XX века японские военные считали острова Микронезии важной стратегической территорией и разрабатывали планы по их интенсивной милитаризации в случае надвигающейся войны с Соединенными Штатами. У острова Трук обширный залив, который служит естественной гаванью, а высокие берега вулканических островов можно эффективно укрепить. Входы в лагуну были «запечатаны» минными полями, таким образом острова сами защищали места стоянок.

Находящийся между Японской империей и отдаленными территориями Трук был призван играть роль ключевого пункта, и почти все главные военно-морские операции, включая нападение на Перл-Харбор, разрабатывались с опорой на него. Здесь, в «порту приписки» Объединенного флота, собралась огромная армада, и суда все подходили и подходили.

На фотографиях, которые сделали во время облета 4 февраля 1944 года два бомбардировщика Marine PB4Y Liberator, было видно, что Объединенный флот уязвим. Большинство единиц вышло из лагуны, но в самой лагуне происходят интенсивные передвижения. Однако бомбардировать Трук с кораблей не представлялось эффективным из-за его расположения. То есть нанести решающий удар могла только палубная авиация.

До этого момента у острова была «загадочная» репутация: во-первых, известно о нем было немного, во-вторых, у союзников существовала тенденция переоценивать его силу. В описании этой морской базы часто использовалось слово «неприступный», его сравнивали с Перл-Харбором и даже называли «японским тихоокеанским Гибралтаром». Операция «Хейлстоун» (hailstone – градина) была одной из самых агрессивных, предпринятых американцами против этой сильнейшей тихоокеанской крепости Японии.

В течение двух дней, 17 и 18 февраля 1944 года, по Труку наносили регулярные скоординированные удары истребители и бомбардировщики авианосных ударных групп. Основным силам японского флота удалось уйти из лагуны до начала атаки и не попасть под огонь линейных кораблей и авианосцев, тем не менее американские самолеты застали в лагуне более 60 судов.

Некоторым удалось спастись, но все же американцы потопили более 45 судов, включая два легких крейсера, четыре эсминца, пять специальных вспомогательных судов, пять малых боевых судов, двух охотников за подлодками,   торпедный катер и 26 торговых судов, общим водоизмещением более чем 220 000 тонн. Было повреждено много других судов. Результатом массированных бомбардировок стал разгром воздушных и военно-морских сил на Труке, что свело на нет наступательный потенциал сил противника на острове и сделало его бесполезным для Японии.

Американские штабы приняли решение идти дальше и продолжать последовательные атаки силами внушительного десанта, обойти нейтрализованные острова, наступая на запад и север в сторону самой Японии. Трук, поскольку пути его снабжения оказались перерезанными, оказался в изоляции и больше не представлял угрозы, хотя его отчаянные осажденные защитники продержались, влача все более жалкое существование, вплоть до самого конца войны.

В 1969 году остров посетила экспедиция Кусто. Затонувшие суда и самолеты, лежащие на дне мелководной лагуны, острова в сотах пещер, с цементными бункерами, ржавыми противовоздушными и береговыми защитными орудиями – все это было снято на кинопленку. Фильм об исследовании рэков Трука открыл это замечательное место всему миру.

Сейчас посмотреть на затопленный флот приезжают около 6000 дайверов в год. Здесь рай для рэк-дайверов. Трук – мечта тех, кто интересуется историей Второй мировой войны. Ни один рэк не похож на другой, каждый интересен по-своему.

Некоторые, служа искусственными рифами, известны необыкновенно плодовитыми коралловыми инкрустациями. Эти более мелкие рэки находятся прямо на пути теплых течений, богатых планктоном и коралловыми личинками. Их мачты, краны, трубы, перила и палубные орудия облеплены мягкими и твердыми кораллами, губками, веерными кораллами и устрицами.

Рэки приютили жизнь на голом морском дне. На них и вокруг живут стайки небольших рифовых рыб, а иногда и пелагические особи. Более глубокие рэки, до которых доходит не так много солнечного света, обросли гораздо меньше, и их вид не изменился более чем за полвека на глубине.

Сейчас в лагуне Трука работают две компании. Наша австрийская группа будет жить и нырять на «Торфинне» (S.S.Thorfinn) – это старый китобой, полностью обновленный и переделанный в «правильный» сафарийный бот. После долгого перелета в Микронезию мы приземлились на острове Моен. Во время японского владычества он назывался Хару Сима, «остров весны».

На автобусе добираемся до гавани, чтобы погрузиться на «Торфинн», – кстати, единственный в Микронезии пароход. Первый вечер. После дороги нежимся в джакузи на корме, предупредительный экипаж подает коктейли. Все в нетерпении: на какой рэк пойдем первым, какова видимость, и действительно ли вода такая теплая?

В самой лагуне нет течений, наше снаряжение и 3-миллиметровые костюмы – то, что надо для 28-градусной воды. С нами на борту Вернер Тиле, известный фотограф, чемпион мира по подводной фотографии. Все горят желанием увидеть снимки, которые он сделал здесь в прошлый раз. В это время видимость от 30 до 50 метров, все обещает отличную съемку.

Первое погружение – на эсминец «Фумицуки» (Mutsuki Class) DD30, который лежит прямо у порта на глубине около 40 метров. Не рекомендуется заходить внутрь: даже миниатюрному и очень стройному дайверу едва ли удастся пролезть. Соскальзываем в воду. Вот он, рэк-дайвинг на Труке – вода прозрачна, и корабль виден уже с поверхности, он прямо под моими ластами!

Невероятно, но на мостике даже документы лежат, в отличном состоянии, – как много лет назад, даже различимы иероглифы. Очень аккуратно, стараясь ничего не касаться, стараемся подобраться ближе и рассмотреть детали. Восхитительные кораллы плотно покрывают корпус, «облегают» его, так что можно понять, каким он был 65 лет назад. С чувством плывем вдоль палубы. Здесь можно плавать часами, так много всего можно посмотреть и сфотографировать. Но воздух в баллоне не бесконечен, и мы принимаем решение возвращаться на поверхность, но обязательно погрузиться второй раз сюда же.

Капитан Ланс Хиггс заверяет: это всего лишь первый взгляд на громадный затонувший флот, затравка. Впереди еще много рэков, и каждый из них красив по-своему. И кстати напоминает, что не следует ничего трогать под водой, там полно боеприпасов, старых снарядов. Погружаясь в теплой прозрачной воде, когда все выглядит так умиротворенно, все же не стоит забывать, что лагуна Трук – одно из самых больших кладбищ Второй мировой войны.

Следующий дайв-сайт – «Ниппо Мару», который затонул у острова Дублон. Японское название этого острова – Натцу Сима, «лето». Дублон служил основной морской базой для 27 самолетов, базой подводных лодок, там же располагался штаб японского флота.

«Ниппо Мару» входил в 4-й флот, который прибыл на Трук в составе конвоя 10 февраля 1944 года, всего за несколько дней до начала операции «Хейлстоун», в результате которой весь флот и был потоплен. Взрывы бомб нанесли тяжелые повреждения судну, на борту начался пожар. Затопление не было документировано по горячим следам. Вновь открыла его экспедиция Кусто, как большинство, а возможно, и все рэки 4-го флота, стоявшие на острове Этен. Идентифицировали «Ниппо Мару» в конце концов в начале 80-х, когда его обнаружили вновь и на мостике была найдена судовая рында с названием, написанным латинскими буквами и иероглифами кандзи.

На следующий день мы посетили «Рио де Жанейро Мару». Он покоится в 360 метрах от восточного берега острова Уман – еще один из тех величественных рэков, которые привлекают сюда дайверов. Судно лежит на правом борту в относительно мелком месте (дно на 36 метрах). Погружения несложные, но для того, чтобы его полностью осмотреть, нужно нырять несколько раз. Название судна до сих пор видно – это латинские буквы высотой 45 см и иероглифы. Разбросана судовая фарфоровая посуда и бутылки. Некоторые миски для супа или риса разукрашены – возможно, это предметы из обеденного сервиза, сохранившиеся еще со времен, когда «Рио» ходил «пассажиром» на круизной линии O.S.K. (Osaka Soshen Kaisha Line).

Относительно небольшая глубина этого мощного рэка дает рекреационным дайверам возможность неограниченного обследования его корпуса и надстроек. Внутренние конструкции уже не так прочны, поэтому проникать надо с особой осторожностью, не касаясь нестабильных переборок, которые могут сложиться.

Не стану рассказывать детально обо всех рэках, на которые мы ныряли, – их так много! Но за каждым затонувшим кораблем – собственная история, и если действительно есть желание открыть для себя лагуну Трук, одного визита явно недостаточно. На каждый рэк можно нырять хоть все 10 дней, но для этого нужен слишком долгий отпуск!

Что еще мне показалось важным и интересным: есть много рэков, которые можно проплыть насквозь. И в лагуне Трук лежат не только затонувшие корабли. Автомобили, танки, самолеты, изящный японский фарфор, амуниция и боеприпасы, – все здесь, на морском дне. На палубах и в трюмах, иногда просто на песке, как будто кто-то положил сюда эти вещи за минуту до твоего прихода.

Это путешествие я очень хочу повторить – по крайней мере, еще один раз. Вернуться туда, где время застыло, как будто войну заключили в громадный ледяной куб, и здесь покоятся ее останки. Загадочное место, где ты по отдельным штрихам додумываешь, что произошло в этой лагуне.

После каждого погружения, когда поднимаешься на борт, возникает странное чувство сопричастности людям, которые погибли здесь. И еще – что люди эти не забыты…

*Вернер Тиле (Werner Thiele) - профессиональный подводный фотограф, первые снимки сделал в 1990 году в Тироле (Австрия), откуда он родом. С тех пор побеждал в конкурсах и печатался в журналах по всему миру. После перехода   на «цифру»   использует   Nikon D2X   в боксе SEACAM.



Фумицуки (Fumitsuki)

Тип: эсминец класса   Mutsuki

Международные радиопозывные: JZCA

Водоизмещение:   1,931 тонн стандартное, 1,590 тонн легкое (после реконструкции)

Главные размерения:   107/10/3.4 м

Главная энергетическая установка (ГЭУ):   2 двухвальные ЭУ паровые турбины Парсонс, 4   котла Кампон, 38,500 л.с.

Скорость хода (макс.):   33 ½ узла

Дальность хода:   4,000 миль при 15 узлах (эконом.ход)

Экипаж:   150  



Ниппо Мару (Nippo Maru)

Тип:     грузовой транспорт

Военное назначение:   курьерский транспорт, танкер для перевозки воды

Международные радиопозывные: JGPL

Валовая вместимость:   3,764 тонн

Главные размерения:   117/16.5/7.5 м

Главная энергетическая установка:   2 паровых турбины, один винт, 500 л.с.

Дальность хода:   10 000 миль при 12 узлах

Однотипные суда:   Kikukawa, Kirikawa, Matukawa, Momokawa, Toei и Toho Maru



Рио де Жанейро Мару (Rio de Janeiro Maru)

Тип:   пассажирское судно  

Военное назначение: морской транспорт   (переделан   в сентябре 1943); плавбаза/плавмастерская подводных лодок (переделан в 1940)

Международные радиопозывные: JISC

Валовая вместимость:   9626 т

Главные размерения:   153/20/8 м

Главная энергетическая установка: 2 6-цилиндровых 2-тактных дизельных двигателя Mitsubishi Sulzer, парные винты, 1503 л.с.

Экипаж:   150, пассажировместимость: 1140



Copyright © 2009 Black Sea Wreck Club Изготовление сайта: Internet Solutions Company