РУС ENG На главную страницу
BLACK SEA WRECK CLUB





Движение

В рамках конкурса статей:
Grumman Goose. 30 лет спустя

Автор: Nick Ambrose

Даты проведения: с 15.09.2008 по 15.09.2008

14 апреля 1979 года самолет «Каталина» по имени Grumman Goose (в 1977 году федеральная администрация авиации признала гидросамолеты «Гуси» Catalina Airlines «несовместимыми с воздушными полетами», но после того, как парк машин отремонтировали, им опять разрешили летать. ред.) G-21A (N11CS) направляется в бухту Авалон, остров Каталина, Калифорния. Вместо того, чтобы прибыть в пункт назначения падает в воду, при этом один человек погибает и десять ранены, восемь из них – члены одной семьи.

Согласно свидетельствам очевидцев, «летающая лодка» потеряла мощность, ее левый поплавок задел за воду, в результате чего самолет перевернулся и утонул.

Единственная жертва крушения – Рут Гарднер из Ломиты, Калифорния. Джордж Р. Путнан, пассажир самолета, попытался помочь миссис Гарднер расстегнуть ремень безопасности и дал ей в руки подушку сиденья, чтобы помочь держаться на воде. Однако этого оказалось недостаточно, и она пошла на дно вместе с самолетом, который затонул в течение 5-10 минут. Миссис Робин Михаэлис, которая сидела рядом с пилотом, была доставлена в муниципальный госпиталь Авалона, так же как и мистер Виллард Михаэлис. Пилота направили в центральный госпиталь Гавани из-за повреждений в области живота и груди.

Находка. Этот рэк, самолет Grumman Goose, был обнаружен у острова Каталина капитаном Рэем Арнcтом летом 2000 года, когда тот отметил неожиданный всплеск на экране своего сонара. Последовавшие затем погружения на рэк и обсуждения с местным экспертом Крисом Беллом (Chris Bell) подтвердили, что это была летающая лодка N11CS, а не ее сестра N22932, которая также разбилась у берегов Каталины, но была в последствие спасена.

В интересах сохранности местонахождение рэка после его обнаружения тщательно скрывалось, но осенью 2008 года Эндрю Аинсли и Брюс Вурвитске из Socal Tech Divers предложили нам совершить погружение на «Гуся», которое мы с воодушевлением приняли.

Дайверы из этого клуба уже погружались на рэк, но им не удалось отснять сколько-нибудь качественное видео, поэтому планировались новые погружения с целью лучшего документирования и исследования сайта.

С камерой Sony FX1 в боксе Light & Motion с широкоугольным объективом и парой вспышек 50W HID и надеждой на хорошие погодные условия мы предположительно должны были отснять все качественно. Причем, учитывая размеры сайта, планировали отснять весь рэк за одно погружение.

Подготовка. Учитывая, что глубина сайта примерно 220 футов (67 метров), мы посчитали необходимыми спарки и множественные декомпрессионные баллоны. Мы запланировали 20-минутное погружение на 67 метров. Для этого в качестве трэвел-газа мы выбрали 18/45, 15/55 как донную смесь, и три декомпрессионных баллона с 35/25 (36 м), Найтрокс 50% (21 м) и чистый кислород (6 м). Опираясь на шоткаты при планировании погружения мы получили полное время декомпрессии в 50 минут на 20-минутный дайв, что и подтвердил «Декопланер».

Всю неделю перед погружением погода была штормовая, шли дожди, в том числе и в день перед погружением в воду скорее всего попали кучи мусора и масла, что снижало видимость. И все же мы надеялись, что все это не сильно повлияет на условия погружения, из-за глубины сайта, и того, что он находится на защищенной стороне острова. К тому же, остров Каталина расположен примерно в 25 милях от материка, загрязнение с большой земли там не так заметно.

Погружение. В день погружения слегка моросило, было облачно, с ветром, но дошли мы сравнительно легко. Условия на поверхности казались великолепными, почти не было волнения или порывов ветра, синее солнечное небо.

Эндрю провел брифинг на тему, как следует проводить погружения. Из-за хрупкости сайта был план сбросить короткий конец на существенном отдалении от действительного места рэка.

После чего команда Эндрю спустится по концу с другой командой из двух дайверов – Криса Гини и Кати Маллон, и проложит конец к рэку, следуя направлению, заданному капитаном. Поскольку команд было несколько и на поверхности могли проходить катера, необходимо, чтобы мы все вернулись к короткому концу для всплытия, а не дрейфовали над сайтом во время декомпрессии.

Чтобы все вместе не толпились на мелких декомпрессионных остановках, наша команда (я, Эндрю Хубер и Мачик Аркузевский) должны выждать дополнительные 20 минут, а заключительная команда студентов, проходящая курс Тримикс NAUI, – еще 20 минут. Они же должны собрать и поднять катушку.

Проведя проверки безопасности, мы опустились в довольно мутную воду. Оказалось, видимость с глубиной возрастает. Мы встретились с двумя командами, которые как раз поднимались и получили информацию, что в данный момент условия превосходные.

Рэк показался, когда мы были еще по крайней мере на 16 метрах от поверхности. Первой появилась вертикальная секция днища фюзеляжа, затем винты, затем все остальное. Видимость была так хороша, что мы смогли одним взглядом охватить размах крыльев (примерно 15 метров).

В какой-то момент погружения мы обнаружили корзину с камнями, это выглядело как остатки якоря, что было печально – он висел почти под одним из крыльев. Этот рэк так хрупок, что единственный путь нырять на него, ничего не повредив, – сбросить конец или якорь в отдалении и ориентироваться по компасу. Если же эти процедуры не соблюдать, то скоро погружаться будет не на что.

Сейчас рэк в очень хорошем состоянии. На нем самом и вокруг удивительное количество рыбы и прочей живности. Несмотря на плотное живое покрытие, на многих местах корпуса можно разглядеть первоначальные цвета, самые заметные – логотипы и оригинальная красно-синяя раскраска фюзеляжа, и синяя краска на двигателях и вокруг них. Закрылки одного, по крайней мере, крыла подняты. Похоже, что крылья по фронтальным и верхним поверхностям сильно пострадали, в нескольких местах видны внутренности. Если не считать этого, они почти нетронуты.

Фюзеляж стоит, в основном, вертикально, хвост самолета лежит на дне. Кокпит самолета находится примерно в 15 метрах от основного места крушения. Во время этого дайва был проложен ходовик к кокпиту, который был оставлен в расчете на будущие посещения, в этот раз мы туда не заходили. Шасси самолета практически не повреждены, одно до сих пор присоединено к фюзеляжу и покрыто слоем чего-то очень ярко-розового, а другое вжато в бок самолета. Двигатели хорошо сохранились, так же как и винты. Однако во многих местах обшивка двигателя отошла и видны внутренности.

У нас была возможность сделать несколько кругов вокруг самолета, но очень скоро донное время закончилось и мы направились к короткому концу для подъема. Во время подъема и декомпрессии ничего неожиданного не произошло, хотя я был очень доволен, когда мы наконец достигли 36 метров, так как в сухую перчатку во время всего погружения не поступал воздух, и она больно сдавила руку. Отстояв положенные остановки, мы достигли кислородной остановки на 6 метрах, присоединившись ко все увеличивающейся толпе. Что радовало – не было течения, и мы благополучно завершили декомпрессию.

Нам очень повезло, что мы-таки погрузились на этот рэк, так как вскоре начался шторм, из-за этого нам пришлось отказаться от второго погружения на другом сайте. Оглядываясь на остров, мы увидели, как пошел дождь.

Это очень красивый дайв-сайт, и мы планируем нырнуть там еще. Если конец сравнительно короткий и соблюдаются все процедуры с опусканием якоря, и дайверы аккуратны и не будут трогать или разрушать рэк во время погружений, он сохранится в хорошем состоянии еще долгие годы.






Фото: Ray Arntz, Chris Bell


P.S. Спасибо Рэю Арнсту, который первым обнаружил рэк, лодке Seabass за то, что доставила нас на этот сайт, и дайверам из клуба Socal Tech divers, которые пригласили нас на свой чартер!


Перевод: Светлана Мурашкина



Copyright © 2009 Black Sea Wreck Club Изготовление сайта: Internet Solutions Company