РУС ENG На главную страницу
BLACK SEA WRECK CLUB





Движение

В рамках конкурса статей:
JAKE морской гидроплан

Автор: Голосий Денис

Даты проведения: с 28.08.2008 по 28.08.2008

Свои погружения я давно разделил на две категории: героические и рекреационные. Первые требуют максимальной концентрации на этапе подготовки и во время самого погружения, вторые служат для расслабления и получения удовольствия.

Конечно, со временем и практикой баланс между этими двумя категориями сдвигается в сторону второй, но место личному подвигу под водой остается всегда. Обычно именно о таких погружениях пишут новости и большие статьи. Однако случаются рекреационные дайвы, которые запоминаются надолго без помощи адреналина. Об одном таком погружении я и хочу рассказать.

Даже не знаю, от чего это погружение мне так запомнилось. Посмотреть со стороны – чистое самовнушение. Этим летом на Палау я видел такие подводные красоты, о которых и не подозревал. Однако когда мне предложили описать мой самый-самый дайв на Палау, сомнений не возникло. Причиной тому, безусловно, стали эмоции – это было наше последнее погружение в серии. Также в этот раз не было толпы, мы погружались вдвоем с напарником и никто нас не отвлекал и не пытался испортить кадр. Но не только это. Этот рэк очень «камерный» и источает запах истории. Вещи с историей всегда впечатляют людей, у которых есть немного воображения. Так и должно быть. Я не буду пытаться описать словами то, что описать трудно и часто не возможно. Надеюсь, вы сами все поймете, глядя на фотографии.

Перед Второй мировой японцы построили на Палау две базы для гидропланов. На основании большей из них, обслуживавшей гидропланы «Каваниши», построен курорт Palau Pacific Resort, самый роскошный на Палау. Элементы конструкции второй базы были использованы в строительстве дайв-центра Splash.

Морской гидроплан «Джейк» (Aichi E13A Jake), производства японской компании «Аичи» был самым массовым гидропланом японской армии. Наш герой – один из нескольких на Палау «Джейков» и сохранился он достаточно хорошо. Рэк был замечен с поверхности в 1994 году.

Он лежит на глубине всего 15 метров в пяти минутах хода на спидботе от Корора. Свеженайденный рэк заинтересовал журналистов из американского журнала Skin Diver Magazine и это была первая публикация с фотографиями «Джейка». При падении фюзеляж гидроплана переломился на две части во время взлета или посадки (база находится всего в паре миль). Судя по тому, что пропеллер остался неповрежденным, двигатель во время падения уже не работал. После удара двигатель оторвался частично, а хвостовая часть и правый поплавок оторвались полностью и лежат метрах в пяти от «Джейка». Сейчас их уже сложно заметить, так как за 60 лет их почти полностью скрыли выросшие кораллы. Останков членов экипажа найдено не было, значит, они скорее всего успели выбраться из тонущего гидроплана.

Течений в районе рэка нет, видимость, как правило, хорошая (20-30 метров), но не всегда. Не рекомендуется погружаться на этот и другие сайты внутри архипелага во время отлива, в то время как прилив всегда приносит из океана прозрачную воду и является лучшим сигналом к началу погружения.

Внутри самолета и рядом с ним до сих пор можно найти разные артефакты и предметы амуниции, а внутри кокпита находится небольшая бомба.

Думаю, не стоит объяснять, что случилось это потому, что их не подобрали любознательные дайверы и будет лучше, если эту традицию поддержите во время ваших собственных погружений. К тому же, старые боеприпасы, пролежавшие долгое время в воде, крайне непредсказуемы и все еще могут сдетонировать. Может быть, это сказка для любителей сувениров, а может быть, и нет.



фото: Денис Голосий


И, в заключение, пара слов об окружающей среде. Бывает так, что не все из одной группы дайверов обожают рэки и готовы проводить часы, разглядывая старые заклепки и ржавые конструкции. Это вовсе не повод отказываться от погружение на «Джейк». Подводная жизнь в этом районе кипит не меньше, чем на других дайв-сайтах Палау. Осьминоги, голожаберники, рыбы всех размеров и цветов – все это можно увидеть здесь же. Ну и конечно, японский гидроплан, ввиду небольшой глубины и отличной видимости, является почти идеальной моделью для подводных фотографов. Хороших вам погружений!



Copyright © 2009 Black Sea Wreck Club Изготовление сайта: Internet Solutions Company