РУС ENG На главную страницу
BLACK SEA WRECK CLUB





Движение

В рамках конкурса статей:
Рэки Нормандии

Автор: Стив Джонс

Даты проведения: с 08.09.2008 по 14.09.2008

Безмятежная ныне рыбацкая деревушка Сен-Ва Ла Уга имеет весьма бурное прошлое. Всего 65 лет назад немецкие артустановки, расположенные поблизости, принесли первую потерю самому многочисленному флоту вторжения за всю историю войн.

6 июня 1944 года, в 5.34 утра, за 56 минут до того, как началась высадка десанта, 5-дюймовый снаряд взорвался в машинном отделении патрульного катера ВМС США PC1261. Корабль стал первым союзническим судном, потопленным в «День Д», а 14 членов его экипажа – одними из первых жертв.

Лейтенант Хэлси В. Барретт выжил и вспоминает в мемуарах:

«…находиться в 4000 ярдов от берега, куда высаживается морской десант, оказалось делом столь же «горячим», как любое другое во флоте»

Его судну выпало сопровождать десантные катера на пляжи оккупированной Нормандии, подводить их в нужное время к правильному пункту высадки. «К 4:35 ночи грохот артиллерийской канонады заглушал все. Побережье Франции было освещено вспышками и взрывами всех цветов».

Во время высадки десанта от вражеского огня, мин и на защитных ограждениях погибло множество небольших судов, однако непосредственно 6 июня, в «День Д», было потеряно только два больших военных корабля. Тем не менее, за последующие месяцы немцы (и с помощью мин, и прямыми атаками) отыгрались на флоте союзников, поскольку он продолжал поддерживать наземные операции.

Само число рэков, которые лежат на морском дне в бухте сены, является свидетельством разрушительности этого периода в истории.

К их числу следует добавить и весомое количество судов, затонувших здесь в мирное время, так как этот район издавна отличался активным судоходством. Воды здесь относительно защищены от океана, а французское правительство проводит политику, направленную на то, чтобы со дна ничего не доставалось. Вследствие этого находящаяся здесь коллекция рэков достойна конкурировать с любой другой в мире, а экспонаты, что удивительно, не подверглись мародерству. К тому же все это находится совсем недалеко от дома! (Стив Джонс живет в Англии. ред.).

К 7 июня количество металла, попавшего на дно бухты, резко увеличилось. Войсковой транспорт ВМС США AP72 Susan B Anthony в 8200 тонн водоизмещения (бывший пассажирский пароход «Санта-Клара») подорвался на мине рано утром, и команда получила приказ оставить корабль. Все 2689 человек, находившиеся на борту, были спасены – своеобразный мировой рекорд: самая крупная спасательная операция без единой потери человеческой жизни. Сейчас корабль лежит на левом борту на глубине 27 метров, так что не нырнуть было невозможно. Видимость была приличная, 10 метров, это позволило легко оценить размер рэка. Мачты лежат также по левому борту, и судно легко обойти. Опускаясь вниз, на корабль, мы увидели орудие, до сих пор смотрящее в сторону поверхности. Что замечаешь сразу – это обилие рыбы, ее гораздо больше, чем на большинстве рэков по другую сторону Ла-Манша. Французские тресочки большими стаями вьются вокруг, и надо прорываться сквозь них к надстройке, где разрыв снаряда вспорол внутренности корабля.

Британское большое десантное судно Empire Broadsword типа Victory, валовой вместимостью 7200 тонн, затонувшее 2 июля 1944 года, – еще одна жертва мины. Сейчас корабль лежит на боку, максимальная глубина 27 метров. Можно сделать относительно долгие погружения в интервале между приливом и отливом. Все погружения здесь возможны только в этом промежутке. Поэтому приходится либо очень рано начинать, либо очень поздно заканчивать. Именно здесь мы на реальном примере узнали, насколько изменчивой может быть видимость в заливе. Куда подевалась чудесная вчерашняя прозрачность?... Я отметил, что в течение той сентябрьской недели видимость могла измениться от великолепной до посредственной, а потом опять стать великолепной, причем без какой-либо ясной и доступной пониманию зависимости. Впрочем, ничто не могло разрушить атмосферу погружения на это судно с его надстройками, подобными катакомбам, и пещерами трюмов.

Разнообразие рэков в бухте огромно: военно-транспортные самолеты, десантные суда, эсминцы, вооруженные буксировщики, плавпричалы, и даже, в качестве бонуса, вокруг десантного катера LCT 523 – «россыпь» танков «Шерман». Среди многочисленных крабов, омаров и угрей, которые безмятежно живут на затонувших объектах, разбросаны орудийные порты, боеприпасы, гранаты.

Даже мысль о том, чтобы поднять что-то в качестве «сувенира», не должна возникать: французская береговая охрана частенько навещает дайверские лодки, чтобы удостовериться в чистоте намерений. За поднятые со дна артефакты присуждают большие штрафы, и (в зависимости от обстоятельств) даже возможна конфискация лодки.

Самые захватывающие погружения можно сделать на большие корабли в диапазоне 20-30 метров. Большинство же рэков на самом деле находится на глубине менее 30 метров. Однако, перейдя в более глубокий диапазон (30-50 метров), увидишь совсем неизведанные рэки. HMS Computator – британский вооруженный траулер – затонул при столкновении с эсминцем Королевских ВМС в январе 1945 и стоит вертикально на морском дне на глубине 35 метров, причем до сих пор на месте палубные механизмы и 6-фунтовое орудие.

Tourquise, вооруженное каботажное судно, торпедированное в 1942 году, теперь лежит неповрежденным на 40 метрах, вовлеченное в рыбью жизнь.

Оба рэка возвышаются над морским дном на 8 метров, и хотя они намного меньше, чем военно-транспортные самолеты, погружения на эти суда превосходны.

В заливе свыше ста идентифицированных рэков, а также большое количество еще неопознанных. Там можно нырять и нырять, не повторяясь, одну поездку за другой. При этом я знаю многих дайверов, которые, без сомнения, с удовольствием посетят самые интересные рэки еще раз. Поскольку глубины разные, можно легко запланировать клубную поездку, в которой примут участие дайверы разных уровней.

Нельзя не отметить, что, кроме всего прочего, сельские пейзажи Нормандии просто красивы, а в сочетании с прекрасной кухней эта поездка – отличный отдых. Но не забудьте посетить военные кладбища и места сражений. Мне это всегда напоминает, что рэки, которые мы с таким удовольствием исследуем, – это бесчисленные жертвы, принесенные, чтобы покончить с одним из самых темных периодов в истории человечества.

Погружения в бухте Сены зависят от приливов. Большую часть дня на рэках присутствует сильное течение, и нырять можно только в «спокойной» воде – промежутке между приливом и отливом. Так что приходится проводить много времени на лодке: между окончанием первого погружения и началом второго проходит около 5 часов. Зато – нет худа без добра – достаточно времени для выхода газовых пузырьков из организма. Мы, таким образом, комфортно делали два погружения в день: одно глубокое, второе – относительно глубокое. В начале недели мы уходили в море в 9:30 утра и возвращались не раньше девяти вечера. К концу недели пришлось выходить около 5 утра и возвращаться к 16:30 – так мы успевали отнырять за утренний приливной цикл.

Вода, на самом деле зеленая, на фотографиях выглядит по-разному. Это обусловлено различными причинами.

Время погружения. Мы ныряли в сентябре, ранним утром или поздним вечером, и это сильно влияло на проникновение света, особенно при глубоких погружениях. Видимость. На первом погружении видимость часто достигала 10 метров, ко второй половине дня она снижалась до двух. Сначала я думал, что это связано с высокой и низкой водой, но предположение не подтвердилось, и никакой закономерности установить не удалось: иногда по утрам видимость бывала плохой, а иногда и после полудня – хорошей. Голубой вода получилась на тех снимках, где выставленный баланс белого камеры усиливал красные тона (именно поэтому фонарь выглядит ярко-красным), – на самом деле вода имела зелено-синий цвет. Я выставлял баланс только в прозрачной воде, так как это помогает сохранить на снимке цвет. Изумрудно-зеленые тона на некоторых фото точно отражают цвет воды, в какие-то дни она была действительно такой.

Автор выражает благодарность Стиву и Кэролайн Джонсон из компании Channel Diver http://www.channeldiving.com


Текст и фото Steve Jones.

Перевод: Светлана Мурашкина под редакцией Юрия Егорова.


Литература по теме на английском языке:

Mark James. «D-Day wrecks of Normandy».

Max Hastings. «Overlord»

Lt Halsey V. Barrett, USNR. «Experiences Aboard the first Ship

Sunk in the D-Day invasion of France»
Схема рэка Empire Broadsword
На американском военном кладбище над пляжем «Омаха»
Немецкие орудия на скалах Pointe du Hoc, с которых огонь обрушивался на десантников, высаживавшихся на пляжи «Омаха» и «Юта»

USS Susan B. Anthony в Оране (Алжир) 5 июля 1943 г.
USS Susan B. Anthony
USS Susan B. Anthony тонет

Палубные механизмы неизвестного рэка № 137
Ящик с минного тральщика SGB7
Палубное орудие USS Susan B. Anthony
Разрушенные конструкции и останки на палубе HMS Computator

Палубные механизмы неизвестного рэка № 137
Лебедка на USS Susan B. Anthony




Copyright © 2009 Black Sea Wreck Club Изготовление сайта: Internet Solutions Company