РУС ENG На главную страницу
BLACK SEA WRECK CLUB





Движение

В рамках конкурса статей:
В нашей гавани тонули корабли

Автор: Антипин Дмитрий

Даты проведения: с 01.06.2008 по 26.06.2008

Недолго пришлось корреспонденту «Взгляда» уговаривать включить его в «экспедицию» индивидуального предпринимателя Владимира Кулапина, осуществляющего подъем затонувших судов в Волгоградском водохранилище: «На веслах будешь…». К месту погружения – неподалеку от энгельсского пляжа – добрались минут через десять. Водолаз Александр Шаповалов привязал нашу лодку к видневшейся на глубине около метра «стреле» затонувшего плавкрана, и сразу же ушел на дно.

Перед Шаповаловым стояла непростая задача – попытаться отстегнуть «стрелу» от платформы плавсредства. После этого кран можно будет осушать – так на языке профессионалов называется подъем «утопленников».

«Титаник» – первое, что приходит в голову, когда на мониторе подводной камеры видишь груду проржавевшего, поросшего водорослями и ракушками железа. Метр за метром водолаз исследует эту многотонную махину, затопленную десять лет назад.

На плавучий кран специалисты обратили внимание не спроста. «Утопленник» представляет реальную угрозу для других кораблей. Так, в прошлом году на кран налетело пассажирское судно, капитан которого не подозревал об этой подводной опасности. Выручать из беды его пришлось при помощи другого судна.


Спасение «утопающих»…

По оценкам Саратовского района водных путей и судоходства, в Волге на сегодня в границах нашей области остается не поднятым 71 плавсредство. Еще почти столько же осушили в течение последних десяти лет. В прошлом году специалисты подняли лишь девять посудин.

– Как правило, это все наследие Советского Союза и безответственных 1990-х, – поясняет помощник саратовского межрайонного природоохранного прокурора Владимир Федотов. – Утилизировать судна тогда было невыгодно. Куда проще отогнать его и затопить, а в надзорные инспекции отчитаться, что сдали на металлолом. Десять лет назад проблема достигла своего апогея.

Между тем специалисты из Саратовского района водных путей и судоходства находят все новые затопленные плавсредства. В этом году пока одно, но практика показывает, что количество свежих «утопленников» может достигать десяти в год.

Причин, почему корабли, погружаются на дно, всего две: либо от финансового балласта избавляются умышленно, либо они тонут по халатности обслуживающего персонала. Яркий пример последнего: «достопримечательность» набережной областного центра – 650-тонный пароход на территории лодочной станции «Вымпел». Как рассказал журналисту местный сторож, вместо гребного винта у него было забито бревно, которое благополучно сгнило, а сам корабль почти десять лет назад январским днем за 45 минут погрузилось на дно. Сейчас из воды виднеется только палубная надстройка.

Больше всего «Титаников» в акваториях Саратова, Энгельса и Вольска. В Балакове их чуть меньше. Однако именно в «волжской Венеции» проблема отражена наиболее наглядно: «утопленники» покоятся прямо в прибрежной зоне судоходного канала – в центре города.


Легенды золотого дна

Вопрос, что именно лежит в Волгоградском водохранилище, оброс множеством слухов и легенд.

– Послушаешь, дно получается прямо-таки золотым, – смеется Сергей Бяйго, заместитель генерального директора ООО «РИО» – фирмы по подъему саратовских «Титаников».

Как правило, в число «утопленников» входят пароходы, понтоны и баржи, но встречаются и судна с богатой историей. Из раритетов специалистам пока что удалось осушить только колесный пароход «1 Мая». Его порезали на металл. Еще известно о ледоколе дореволюционной постройки. По имеющимся данным, он сошел с английской верфи в 1896 году. Судно принимало участие в Сталинградской битве, помогало в строительстве саратовских железнодорожного и автомобильного мостов через Волгу, а в 60-х годах минувшего века затонуло прямо у причальной стенки. Каменный островок недалеко от энгельсского берега и чуть выше от переправы по течению, который можно наблюдать с мостового перехода, и есть та самая «могила» раритета. На глубине почти 12 метров он лежит на боку и ждет «воскрешения».

Еще один раритет – минный тральщик, длительное время пролежавший неподалеку от ледокола, в прошлом году после нескольких неудачных попыток все-таки подняли.

Особо активно одно время специалисты искали якобы сбитые над железнодорожным мостом и рухнувшие в Волгу фашистские самолеты. Находились даже «очевидцы» тех событий, которые вроде указывали точные места погребения «гитлеровских коршунов». Однако когда водолазы погружались, выяснялось, что тревога ложная. Александр Шаповалов лично принимал участие в нескольких «экспедициях». Говорит, что немецкими самолетами интересовались местные и столичные кагэбэшники, но тоже остались ни с чем.


Волжские «айсберги»

Причин, по которым необходимо поднимать судна, несколько. Пожалуй, самая главная – экологическая.

– Одна из опасностей таких кораблей – топливо в танках. Но даже если они пустые, на экологию реки плохо влияет, что суда активно ржавеют. Содержание железа в Волге и так выше предельно допустимой концентрации. Кроме того, такие плавсредства способствуют зарастанию водохранилища, его обмелению. Намывает целые острова. Если вспомнить, то еще лет десять назад Волга начинала «цвести» в августе, сейчас уже в июле, – делится наблюдениями начальник отдела надзора за водными ресурсами и безопасностью гидротехнических сооружений регионального управления Росприроднадзора Владимир Сыров.

Но все же решающий фактор в очередности поднятия посудин – нефтепродукты. Предпочтение отдается тем судам, где они есть. В общей сложности саратовские «утопленники» хранили в себе более 70 тонн горюче-смазочных материалов – эдакая мина замедленного действия. Лидером среди них являлся «Профессор Мечников», покоившийся в прибрежной зоне острова Зеленый с 40 тоннами топлива.

– На Зеленом много турбаз. Весной, когда уровень воды поднимался, мазут оказывался на поверхности реки, – говорит Владимир Сыров.

Владимир Кулапин, осуществляющий подъем кораблей, во время экскурсии по своей базе признался корреспонденту: топливом «утопленников» он заправляет старенький трактор.

– Работает! Только копоти побольше… – рассмеялся в ответ на удивление журналиста предприниматель.

По данным природоохранной прокуратуры, в настоящее время в Волге (в границах региона) «суда, имеющие нефтепродукты или какие-либо опасные грузы, не установлены».

Помимо экологического вреда, затопленные корабли представляют опасность и для судовладельцев. При высоком уровне воды в Волгоградском водохранилище они становятся малозаметными, а это повышает риск столкновения с ними. Многочисленные водные ДТП подтвердили корреспонденту «Взгляда» на саратовских лодочных базах. Вот такой получается парадокс: легендарный круизный пароход погубил айсберг, а «жизни» волжских пароходов угрожают саратовские «Титаники».


Плавучие музеи или груда чермета?

Подъем затонувших судов – процесс длительный и трудоемкий. Сначала Саратовский район водных путей и судоходства исследует акваторию, составляет на вновь обнаруженное плавсредство анкету, где указывает технические данные находки, ее состояние и месторасположение. Далее эти данные передают главам муниципальных образований, на территории которых находится «утопленник». Муниципальные власти обращаются в Волжское управление государственного морского и речного надзора с просьбой установить владельца посудины, который по закону и должен осуществлять подъем. Если таковые не имеются, то муниципалитет может в судебном порядке заявить право на имущество. Однако помощник саратовского межрайонного природоохранного прокурора Владимир Федотов говорит, что в практике таких случаев еще нет. Не научились еще власти в отличие от частников зарабатывать на «Титаниках». Рост цен на чермет в последнее время привел в этот сегмент рынка коммерсантов.

– На суше металлолома практически не осталось, а в воде – тысячи тонн, – говорит предприниматель Владимир Кулапин.

Правда, массового паломничества к подводному Клондайку не случилось. Сегодня на водоемах области помимо вышеназванного «РИО», объединившегося с ИП Кулапин, также работает предприниматель Роман Кайнов. Похоже, муниципальные власти – важное звено в цепочке подъема судов – очистка речного дна мало заботит. В прошлом году природоохранная прокуратура подавала иски к администрациям Марксовского, Красноармейского и Вольского районов. Они не спешили с обращениями в Волжское управление государственного морского и речного надзора.

Но бездействие чиновников – еще полбеды. Так, Владимир Кулапин жалуется на то, что энгельсские власти вставляют ему палки в колеса, а Сергей Бяйго из «РИО» – на волокиту и бюрократизм в госорганах. Тряся увесистой кипой документов на осушение, он говорит, что начал собирать их еще в ноябре прошлого года. Подъем самого крупного «утопленника» в регионе – парохода на лодочной станции «Вымпел» – бизнесмен рассчитывает начать лишь в июле.

Государство, которое должно следить за состоянием Волги, – столь важного для жизнедеятельности европейской части России водного объекта, с этой задачей не справилось. Очищать реку пытались в 90-е годы: программа «Возрождение Волги» предусматривала финансирование, в том числе, и подъема затонувших судов, но инициатива быстро сошла на нет. Вероятно, деньги осели на «дне», так же, как и посудины. В 2000 году, правда, уже за счет областного экологического фонда, удалось-таки осушить четыре плавсредства.

Коммерсантами, взвалившими на себя государственные функции, движет не только цель извлечь из нового бизнеса как можно больше прибыли. При затратах около 200 тыс.-1,5 млн рублей на сам процесс подъема в зависимости от типа судна, реально заработать до 4 млн рублей, без учета расходов на закупку оборудования. Так, «РИО» планирует после подъема ледокола превратить его в музей. Аналогично рассчитывает поступить с минным тральщиком предприниматель Владимир Кулапин.

***


При всей очевидной полезности волжских «дворников», в региональном управлении Роспотребнадзора считают нынешний подход к разрешению проблемы дилетантским. Для того чтобы Волгу полностью очистить, необходима федеральная программа – убеждены в этом ведомстве. Поднимать всякого «утопленника» нет необходимости, а порой даже вредно. Некоторые посудины затапливали умышленно в берегоукрепительных целях. С этим согласны в природоохранной прокуратуре. Коммерсанты тоже не против государственной помощи.



Copyright © 2009 Black Sea Wreck Club Изготовление сайта: Internet Solutions Company