РУС ENG На главную страницу
BLACK SEA WRECK CLUB





Отчеты об экспедициях

Погружения на византийское судно, обнаруженное в прошлом (2009) сезоне при помощи ТПА «Софокл»


Даты проведения: с 10.08.2010 по 15.08.2010

Погружения проходили на византийское судно, обнаруженное в прошлом сезоне при помощи ТПА «Софокл». На кадрах, снятых видеокамерой ТПА, было видно большое количество амфор разного размера и, не менее, интересные предметы обихода, сохранившиеся на борту.


Целью наших погружений, кроме более подробного обмера, были именно эти сосуды и прочие артефакты на судне. Само судно затонуло на расстоянии около 9 миль от берега, на траверзе местечка Форос. Глубина по грунту составляет 130 метров. Попытки погружений на этот объект предпринимались в апреле-мае этого года, но, вследствие неустойчивой погоды, до конца доведены не были. Нам повезло больше. И в начале августа, выйдя из Севастополя на «Красной лодке», мы, через 2,5 часа были над точкой погружения. Эхолот показывал под нами наличие чего-то похожего на объект.


Привычно выставив глубину на   ходовом конце, бросили 25 килограммовый снаряд на дно. Размотав 130 с лишним метров ходовика наш буй в виде катушки с поплавками замер на воде при полном отсутствии волн и ветра. Наступил момент одевания и ухода вниз…


Но, понежившись пару минут на поверхности, буй вдруг показал наличие мощного течения, и вытянув ходовик на максимальную длину, слегка посопротивлявшись, ушел под воду. Прыгнув к нему с дополнительным поплавком, я не успел совсем чуть-чуть, и даже нырнув на 4-5 метра в прозрачной воде, мог лишь наблюдать, как течение кладет наш буй все глубже и глубже… Да-а, такого никто из нас не ожидал. С таким сильным течением столкнулись впервые.


После недолгого совещания, вернулись в Балаклаву за новым буем, грузом и дополнительными поплавками. Вооружившись всем этим, через 3 часа вернулись на точку. Наш первый буй плавал на поверхности, как ни в чем не бывало!!!


Столь сильное и переменчивое течение заставило внести некоторые коррективы в процесс организации нырялки.


Максимально уменьшили парусность декостанции, увеличили донный груз до 50 кг и решили, зайдя выше по течению на боте, выбрасываться и пробовать подходить на ходовик на буксировщике, постоянно контролируя направление течения. Всё это перенесли на следующий день, так как первый день экспедиции уже заканчивался…


На следующий день, учтя опыт первого, постановка ходовика не вызвала каких-либо трудностей, и уйдя выше мы оделись и приготовились к выброске. Надо учитывать, что воздух к этому времени прогрелся до 38-40 градусов, тент на катере создавал совсем незначительную тень и лишь начальник экспедиции, Сергей Воронов, постоянно поливая нас забортной водой лодочным черпачком, спасал от закипания и перегрева. Выбросились, начали подгребать к бую, но опять течение внесло поправки в наши планы и, пролетев в метре от ходовика при максимальной тяге буксировщика, пошли на катер для следующей попытки.


По поводу используемого оборудования: ребризеры «Megalodon» с парой VR-3,и модифицированный, на фрейме, с 5-литровыми баллонами «Inspiration», по 5 алюминиевых 80-ток для стейджей, буксировщики «X-scooter» и «Submerg» с дополнительным 200-ваттным ХИД прожектором, костюмы «Oter», на одном из дайверов поддева «Oter» и электроподогрев, на втором отличная поддёва «Weezle» экстрим+ и тоненький флис от «DUI» . Свет- 15 ваттные «Dive ritе».


На второй попытке элетропогрев сыграл нехорошую шутку и, включившись в 28-градусной воде, во-время активной работы в сильном течении, при заходе на ходовик, отправил дайвера в тепловой нокаут.


Наконец, оказавшись на ходовом конце я, стравив воздух отовсюду, попытался начать погружение. Но опять не всё так просто, и только затаскивая себя по ходовику вниз, удалось начать путь к объекту. При следующих погружениях для этого я использовал скутер, работающий практически вертикально вниз на максимальной тяге. Это здорово облегчало работу при погружении. Надо заметить, что мы были прилично перегружены, начиная дайв и, всё равно, уход вниз был непростой задачей.


Проверив снаряжение на первых метрах погружения, я продолжал затаскивать себя вниз руками. Для большего спокойствия пристегнулся к ходовику метровым кончиком. Метрах на 60-ти, понимания, что напарника сегодня не дождусь, принял решение продолжать спуск. Газа с запасом, ребризер свежезаправленный работает штатно, к ходовику пристёгнут… в общем, продолжил спуск. Где-то на середине пути вниз увидел прямо над собой косяк мелкой рыбы по форме напоминающий тепловой аэростат. В контровых солнечных лучах выглядело потрясающе…


Глубже 100 метров течение ослабло, метров за 15 фонарь стал выхватывать дно и какие-то конструкции. Ура, попал на объект! Я достиг дна на 11 минуте.


Дилуент в ребризере был 8/60, но осмотревшись у ходовика на дне, я с трудом преодолел волнение и перестегнувшись на ходовую катушку, включил скутер и начал движение, осматривая судно, лежавшее на дне более тысячи лет. Свет мощного прожектора выхватывал верхнюю часть шпангоутов, торчавших из песка на высоту не более полуметра и образующую линию борта. Ближе к середине корпуса угадывались круглые и длинные части такелажа, может быть мачта и реи парусного вооружения.
На брифинге, предшествующему погружению, руководитель экспедиции описывал состояние судна, демонстрировал схемы, составленные на основе съёмок ТПА «Софокл». Соответственно, погружаясь, я предполагал увидеть поднятые вёсла, мачту, практически не замытые амфоры. Сейчас же, передо мною открывалась намного более скромная картина занесенного песком остова корабля. Продвигаясь на скутере, я смог различить деревянную конструкцию, вертикально торчащую из дна. По всей видимости, это мог быть высокий нос галеры, изящный и красивый. В средней части судна амфор я не увидел. На корме торчали оконечности шпангоутов и подпалубные балки-бимсы. Весел не было. Время пребывания на дне заканчивалось и на 17 минуте я начал двигаться наверх. Только с приходом на первые глубокие остановки волнение отпустило, нормализовалось прежде учащённое сердцебиение. Полистав странички-экраны компьютера, увидел температуру- 9 градусов на дне и, приблизительно, с 60-ти метров она потихоньку стала расти. На 40-30 метрах было уже 12-13, потом ещё потеплело и, самые длительные остановки я проходил уже при температуте 22-24-27 градусов. Карабин декостанции был прицеплен на глубине 15 метров. Отцепив декостанцию и начав дрейф, я перестал бороться с течением и оставшееся время декомпрессии предавался размышлениям о судне, останки которого я только что увидел и изучал. Судно, пролежавшее более тысячи лет на дне Чёрного моря, продолжало манить и притягивать к себе.


Конечно же, мы продолжим погружения на него, измерим, проведём фото и видеосъёмку, поднимем несколько амфор, составим отчёт и т.д. Экспедиция продолжит работу и всё будет по плану, но пока, только я к нему прикоснулся…


P.S. После погружения, обсуждая и анализируя увиденное мною на дне, приняли решение изменить смесь до 8/80, после чего, на следующих погружениях было хорошо видно и конструкцию судна, весла, амфоры, всё то, что в первом погружении отсутствовало)))


В следующие дни в погружениях участвовали Александр Спиридонов, человек, благодаря усилиям которого стала возможна вообще эта экспедиция и Алексей Бондарь, нырявший на открытом цикле. Постоянно заботится о нас капитан   «Красной лодки» Сергей «Черепаха», одевая и снаряжая перед погружением, встречая и помогая после. Ещё его можно увидеть во время декомпрессии на последних остановках, забирающим у нас использованное оборудование.

Газблендинг - Юрий Король, представляющий в одном лице (оно позволяет) две торговые дайверские марки в Севастополе – «Black sea Wreck club» и «Deep town»


Андрей Быков, Black sea Wreck club, Севастополь, 2010 год.

Полезные ссылки:

  • Смотрите репортаж "Первого канала" (Уникальные находки сделали археологи на дне Черного моря )
  • Смотрите кадры подводной видеосъёмки найденной галеры (автор Александр Спиридонов)





  • Copyright © 2009 Black Sea Wreck Club Изготовление сайта: Internet Solutions Company