РУС ENG На главную страницу
BLACK SEA WRECK CLUB





Объекты для погружений

Советский пароход «Ленин» (бывший «Симбирск»)


Глубина: 96 метров.
Год затопления: 1941

Советский пароход, шедший во главе каравана судов, затонул 27 июля 1941 года в районе мыса Сарыч в Черном море. Погибли около 900 человек.




Гибель советского парохода "Ленин".


Точных данных о количестве жертв морской катастрофы советского

парохода "Ленин" недалеко от побережья Крыма, произошедшей

27 июля 1941 года, так и не было установлено.

Однако даже приблизительные оценки выживших очевидцев говорят

о количестве жертв, которые превышают число погибших на "Титанике"

и "Лузитании" вместе взятых...





Пароход "Ленин" (бывший "Симбирск")


Почти сразу все сведения об обстоятельствах гибели парохода, количестве

жертв были строго засекречены. Ничего не сообщалось в сводках Совинформбюро о потоплении и других черноморских пассажирских пароходов и госпитальных судов: "Абхазии", "Армении", быстроходного теплохода "Аджарстан", теплоходов "Чехов" и "Белосток".

Только на рубеже нового тысячелетия данные о страшной катастрофе у мыса Сарыч были рассекречены и ученый секретарь Военно-научного общества Севастополя капитан второго ранга Сергей Алексеевич Соловьев получил к ним доступ. Он тщательно изучил материалы следственного дела, снял копии с карт и фотографий и показаний очевидцев, и перед ним возникла из небытия суровая правда - подробности гибели многих тысяч людей.

Обстоятельства гибели парохода "Ленин" и сейчас весьма загадочны, и еще предстоит уточнить, подорвался ли он на собственной мине или был торпедирован подводной лодкой?

Пароход "Ленин" лежит на глубине 96 метров мористее бывшей президентской дачи "Заря", примерно в 2,5 мили от берега.

Этот элегантный двухтрубный красавец, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов на дальневосточных линиях России,

Пароход, о котором пойдет речь, был построен в 1909 году для царской России на германской судоверфи в Данциге (ныне Гданьск)   и получил название "Симбирск". Это был элегантный двухтрубный красавец, вполне комфортабельный и быстроходный, имевший даже по сравнению со своими более молодыми собратьями приличную скорость - 17 узлов при длине 94 м, ширине 12 м и осадку 5,4 м.





Пароход "Симбирск", (затем - "Ленин") - дореволюционное фото.


В годы советской власти пароход переименовали в "Ленин". В сентябре 1925 года по решению правительства, несмотря на большие трудности с продовольствием, "Ленин" доставил груз безвозмездной помощи в японский порт Нагасаки для жителей, пострадавших от землетрясения.

Затем был переведен на Черное море, где и совершал свои рейсы между Одессой и Новороссийском. Перед самой войной пароход сел на камни под Одессой.

В 1941 году пароход модернизировали, заново покрасили и его капитаном стал Иван Семенович Борисенко. За рейсы с гуманитарной помощью в республиканскую Испанию в 1937 году его наградили орденом Ленина.

С началом войны свой первый военный рейс из Одессы в Мариуполь с эвакуированными и грузом сахара пароход совершил в июле 1941 года. Обстановка на фронте резко ухудшалась. На обратном пути при подходе к Одессе вражеские пикирующие бомбардировщики атаковали пароход, но были отогнаны огнем крейсера "Коминтерн".

Немецкая авиация совершала по нескольку налетов на город, появились первые жертвы бомбардировок среди мирных жителей. Капитан Борисенко получил приказ от руководства Черноморского морского пароходства срочно принять груз и пассажиров и следовать вновь в Мариуполь.

На берегу погрузкой руководил представитель военно-морской комендатуры порта старший лейтенант Романов. Впоследствии на суде он показал, что пропуском на пароход служил посадочный талон, но по одному талону садилось два-три взрослых пассажира.

Дети в счет не шли. Много людей приходило с записками от городских и   областных руководителей, военной комендатуры города Одессы. Члены экипажа размещали родных и друзей в своих каютах. Впоследствии многие из них составили печальный список пропавших без вести.

Капитан Борисенко никакого учета принятых пассажиров не вел, в результате вместо 482 пассажиров и 400 тонн груза, согласно официальному регламенту, пароход "Ленин" только одних пассажиров принял на борт около 4000 человек...

Людей было столько, что ими были забиты все салоны, столовые, коридоры, трюмы и палубы, а тут пришел еще приказ принять команду в 1200 человек необмундированных призывников. А люди все продолжали прибывать...

Боцман в очередной раз доложил, что судно перегружено, когда наконец последовала команда: "Отдать швартовы!"





Путь парохода "Ленин" на Черном море 24-27 июля 1941 г.


С началом войны на Черном море во многих районах были выставлены оборонительные минные заграждения и был введен особый режим плавания, предусматривающий обязательную лоцманскую проводку. Плавание осуществлялось по специальным фарватерам, о которых знал ограниченный круг лиц. Маяки были переведены на "манипулируемый режим" по особому расписанию, как и все береговые навигационные огни, дабы затруднить плавание кораблям противника. Однако единой и четкой службы обеспечения коммуникаций, которой бы подчинялись и капитаны и лоцманы, увы. Черном море, по крайней мере, в первые месяцы войны не было.





Пароход "Ленин" отправился в свой последний рейс 24 июля 1941 года. В 22 ч. 00 мин. он медленно отвалил от причала и вышел в море, возглавив конвой. Конвой состоял из теплохода "Ворошилов", судна "Березина" и двух шаланд, которые плелись в хвосте, все время грозя потерять из виду основной конвой.

Наш военно-морской флот на Черном море традиционно имел подавляющее преимущество над кораблями противника даже в количественном отношении, поэтому непонятно, почему военный совет флота не заботился о проводке судов через секретный фарватер, и транспорты стали подрываться на собственных минах?

Вице-адмиралу Ф.С. Октябрьскому доложили, что только в течение одного дня подорвались на своих минах в районе Железного мора и мыса Кыз-Аул два судна, а накануне в районе Керчи - взорвался транспорт "Кола".

Важно, что лоцман, находившийся пароходе "Ленин", не имел связи с оперативным дежурным флота, поэтому радио связь осуществлялась через военные катера и другие корабли. На переходе выяснилось, что у тихоходных шаланд на борту есть свой лоцман и они могут следовать к месту назначения самостоятельно.

Наконец-то "Ленин" и "Ворошилов" могли увеличить скорость и быстро скрылись за горизонтом. Однако на траверсе мыса Лукулл капитан "Ворошилова" доложил, что на теплоходе вышла из строя машина и он не может двигаться самостоятельно. Капитан Борисенко знал, что это результат поспешного и некачественного ремонта и принял решение отбуксировать "Ворошилов" в Севастополь. Знал он и то, что "Ворошилов" так же перегружен людьми, как и его судно. До Севастополя было рукой подать, но из-за шаланд время было упущено. В условиях войны это была непростительная ошибка, как и ошибочно было составлять конвой из столь разных судов, да еще с плохо отремонтированными машинами.

Чудом избежав налетов авиации противника, "Ленин" отбуксировал теплоход в Севастопольскую бухту (Казачью), а сам в сопровождении сторожевого катера пошел на Ялту. Но до Ялты он так и не дошел...

Капитан 2 ранга А. Е. Абаев свидетельствует: "Лоцманом на пароход "Ленин" для дальнейшей проводки был назначен молодой лейтенант И.И. Свистун, недавний выпускник Ленинградского мореходного училища..."

(Лоцман И.И.Свистун. был расстрелян 24 августа 1941 года. Реабилитирован посмертно 18 августа 1992 года Военным трибуналом Черноморского Флота.)

"...Судоводитель из него мог получиться не скоро. Свистун не был готов к лоцманским проводкам в мирное время, а в военное тем более".

Ему вторит контрадмирал А.Р. Азаренко: "Свистун был зачислен в состав лоцманской службы перед самой войной... подготовлен не был, так как не имел практических навыков в вождении судов большого водоизмещения".

А ведь "Ленину" предстояло плавание в районе минных полей...


Последнее плавание "Ленина"...


...Третьи сутки спустя как пароход "Ленин" отошел от одесского причала, капитан Борисенко ждал "добро" на выход в море. К Севастополю подошел теплоход "Грузия", вышедший из Одессы на два дня позже.

"На судне людей как сельдей в бочке, - свидетельствует пассажирка М. А. Чазова, - на палубах вповалку мобилизованные, которые вместо подушек подкладывали пробковые спасательные пояса под голову. Кто-то узрел в этом "непорядок". На третий день все спасательные пояса собрали и заперли под огромный замок, который потом не могли сбить даже топором".

Все понимали, что пароход давно был бы в Ялте, но с полдороги его почему-то вернули в Севастополь, и он опять встал на якорь в бухте Казачей. Моряки посчитали это за плохое предзнаменование. Тягуче и тревожно шло время...

Наконец вечером 27 июля в 19 ч.15 мин. получили радиограмму:

"Транспортам сняться и следовать в Ялту".

"Ленин" и "Ворошилов" в сопровождении сторожевого катера "СКА-026" вышли в море, но конвой жестко ограничен в скорости передвижения: "Ворошилов" не мог дать больше 5 узлов...

Уже на следствии второй помощник капитана Г.А. Бендерский показал: "Караван был составлен абсолютно неправильно. Такой подбор судов я считаю преступным!"

Но в таком случае уместен вопрос: почему же тогда все молчали? Молчал капитан, молчали его помощники... Наконец, нельзя не сказать еще об одной непростительной оплошности капитана Борисенко. Как потом было выяснено, в Одессе для отражения налетов противника на носу и корме было установлено два зенитных орудия. Это, как говорят моряки, "дополнительный металл", - следовательно, необходимо было "устранить девиацию", дабы сделать более точными показания компаса. Кроме того, в трюмы также был загружен металл в качестве необходимого груза (450 т), подлежащего перевозке в Мариуполь.

И наконец, последнее, также немаловажное: на пароходе "Ленин" почему-то отсутствовал эхолот для замера глубины, а лаг для вычисления скорости судна был не выверен...

Итак, целый ряд упущений, ошибок плюс и преступная халатность перед тем, как на перегруженном людьми судне выйти в ночной рейс по узкому фарватеру в окружении минных полей. При этом для охраны "Ленина", "Ворошилова" и "Грузии", где в общей сложности находилось около 10 000 человек, был выделен лишь один сторожевой катер "СКА-026".

Причина этого - слабые контакты с начала войны между гражданским и военным руководством на Черном море, деление на "мое" и "твое". Уже после разыгравшейся трагедии у мыса Сарыч командующий флотом, контр-адмирал Ф.С. Октябрьский, в своем дневнике от 31 июля 1941 года с облегчением запишет: "Наконец-то кое-что уточнили в связи с походом п/х "Ленин". Все (обеспечение и проводка) шло по линии гражданской и Морфлота..."

Южная ночь наступила быстро. Кромешная тьма окутала "Ленина", "Грузию", "Ворошилова" и сторожевой катер, следовавших в кильватер друг другу. Слева берег только угадывался, не видно было ни одного огонька (светомаскировка). Капитан Борисенко, молодой лоцман Свистун и вахтенный рулевой Киселев всматривались в темноту. Лоцман Свистун нервничал. По мере следования с берега "манипуляторная служба" по указанию оперативного дежурного должна была на короткое время зажигать условные огни. Но огней все не было, и не было возможности по пеленгу уточнить курс. Дул северный ветер, заставляя суда дрейфовать. Ему помогало течение за мысом Фиолент... Нервничал и капитан Борисенко. В Севастополе не было никакого инструктажа должностных лиц конвоя, не было письменного предписания, не был назначен даже старший конвоя, не были уточнены особенности плавания в этом районе и вопросы обеспечения безопасности. Кругом неразбериха. "Флотского порядка" не было и в помине!... Скорость хода была минимальная. Время 23 ч. 30 мин. Скоро Ялта.


Катастрофа...


В 23 ч. 33 мин. сильный взрыв заставил содрогнуться весь пароход "Ленин". Рвануло между трюмами № 1 и № 2. Пароход начал оседать носом и крениться на правый борт. Забегали люди, раздались крики: "Тонем!"

Капитан Борисенко дал ко манду: "Лево руля!" - и затем - "Полный вперед!" - в надежде поближе подойти к Крымскому берегу.

Очевидец Колодяжная: "В момент взрыва я спала в каюте... Проснувшись, я спустилась на вторую палубу, судно стремительно валилось на правый бор. Навстречу мне с главной палубы бежали пассажиры с криками. В этот момент крен судна был примерно 15-20°. Я поняла, что шлюпки спустить не удастся и побежала к себе в каюту. Взяла нагрудник (спасательный пояс), портфель с деньгами, схватила за руки мать и стала выходить. В коридоре было много воды. Крен судна увеличивался. Меня мать тащила, к правому борту, а я ее к левому. В это время на меня кто-то упал, я упустила руку матери...

Меня что-то потянуло. Я очутилась в море и увидела, что на меня валится труба. Я отплыла в сторону и все время наблюдала, как тонул пароход. Я видела, как корма парохода поднялась, винты продолжали работать. Потом он встал вертикально и быстро пошел под воду. Наступила удивительная тишина, и затем раздались крики ужаса людей, оказавшихся в воде. Я стала плыть к берегу...

Продержалась на воде часа три, потом меня подняли на борт "Грузии".

Давно замечено, что в экстремальных ситуациях мало кому удается действовать логично, хладнокровно и целенаправленно. Охваченные паникой, люди часто обрекают на гибель себя и других. Страх перед смертью делает их "ненормальными". Знаменитая команда "Женщины и дети - вперед!" за всю историю катастроф на море спасла большое количество жизней.

Свидетельствует очевидец М.А. Чазова (ей было тогда 16 лет):

"Я проснулась от крика: "Вода!" Это кричали мои соседи - семейство с двумя детьми. Я быстро вскочила, подтянулась к иллюминатору и вылезла на палубу. Затем стала просить родителей этого семейства подать мне мальчиков - я бы их вытащила...

Но их мать решила вылезти первой. Полная, рыхлая женщина, ей это оказалось не под силу. Она плотно застряла в иллюминаторе, и мне невозможно было ее вытащить...

Я выбралась на верхнюю палубу. Прыгнула в воду. Судно по инерции еще двигалось вперед и заваливалось на правый борт. Мне казалось, что оно опрокинется и ударит меня мачтой. Отталкиваясь от борта, я плыла к корме.

Судно уже погружалось. Люди метались по палубам, ужасно кричали. Кто-то еще поднимал детей над водой, сам погружаясь в темную бездну. Человек, видимо, не умевший плавать, предлагал деньги за круг (весь этот кошмар мне потом снился, и я кричала во сне). Платье мне мешало - сняла.

Несколько катеров прошло совсем рядом. Где-то кричали: "На катере!" Я тоже кричала. Было обидно, что нас не подобрали. Кругом темень..."

Пароход "Ленин"
Пароход Ленин
(фото TekForce)
Пароход "Ленин"
Пароход Ленин
(фото TekForce)
Пароход "Ленин"
Пароход Ленин
(фото TekForce)

Пароход "Ленин"
Пароход Ленин
(фото TekForce)
Пароход "Ленин"
Пароход Ленин
(фото TekForce)
Пароход "Ленин"
Пароход Ленин
(фото TekForce)

Пароход "Ленин"
Пароход Ленин
(фото TekForce)
Пароход "Ленин"
Пароход Ленин
(фото TekForce)
Пароход "Ленин"
Пароход Ленин
(фото TekForce)

Пароход "Ленин"
Пароход Ленин
(фото TekForce)
Пароход "Ленин"
Пароход Ленин
(фото TekForce)
Пароход "Ленин"
Пароход Ленин
(фото TekForce)

Пароход "Ленин"
Пароход Ленин
(фото TekForce)

Пароход "Ленин" погрузился в воды моря за 7—10 минут. Шедшая в кильватере "Грузия" приблизилась к месту гибели. Капитан дал команду по трансляции: "Спустить шлюпки на воду!" Не разобрав в чем дело, люди в панике бросились к шлюпкам. Команда веслами и кулаками пыталась отбиться. "Шлюпки спускают для оказания помощи пассажирам "Ленина" — хрипела трансляция, но это мало помогало. Было упущено много драгоценного времени. Шлюпки спустили на воду лишь через 30 минут.

Конечно, многие члены экипажа парохода "Ленин" вели себя самоотверженно, спасая жизни людей, но быстро затонувшее судно увлекло их на дно. Капитан Борисенко, трое его помощников и лоцман покинули судно последними. Успели спустить на воду лишь две спасательные шлюпки. "Грузии", "Ворошилову" и подоспевшим катерам удалось спасти в кипевшем от людских голов море лишь около 600 человек. В основном это были те, кому достались пробковые пояса, спасательные круги и кто был в шлюпках. Те, кто не умел плавать, тонули мгновенно. Многих увлекла в пучину намокшая одежда...


11 и 12 августа 1941 года в Севастополе состоялось закрытое заседание Военного трибунала Черноморского флота в составе председательствующего бригвоенюриста Лебедева и членов трибунала Фридмана и Бондаря.

О бесславной гибели "Ленина" ходило много слухов. Суд был скорый. Было выяснено, что из-за приблизительной и неточной прокладки курса "Ленин" мог "задеть" у мыса Сарыч самый край минных заграждений и подорваться. В этом узрели вину лоцмана и его неопытность. Однако было странно, что прошедший правее и мористее "Ворошилов" остался невредимым. Следовательно, "Ленин" мог напороться на плавающую мину, сорванную с минрепа. Таких мин плавало довольно много и после войны, отчего пассажирские суда по Черному морю долгое время ходили только днем.

Торпедная атака румынской подводной лодки была маловероятна. Для нее большой преградой было минное поле. К тому же такая субмарина под названием "Дельфин", по данным разведки, в это время находилась в другом районе Черного моря.

Капитан Борисенко и его помощники затруднялись назвать не только количество погибших, но и общее количество пассажиров. Было ясно, что более всего погибло детей, женщин и стариков...

Бывший лоцман лейтенант Иван Свистун был разжаловал и приговорен к расстрелу. 24 августа 1941 года приговор был приведен в исполнение. А приказ о расстреле Свистуна моряки прокомментировали так:

"Если нет виновного — то его назначают"...

Когда материалы о гибели парохода "Ленин" были рассекречены, офицеры и моряки Севастопольского военно-научного общества потребовали дополнительного расследования всех обстоятельств.

18 августа 1992 года Военный трибунал Черноморского флота под председательством полковника юстиции А. Д. Ананьева, с участием помощника прокурора флота подполковника С.Г. Марданшина рассмотрел на судебном заседании уголовное дело по протесту в порядке надзора и определил:

"Приговор Военного трибунала Черноморского флота от 12 августа 1941 года в отношении И. И. Свистуна отменить, а дело производством прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления".



Copyright © 2009 Black Sea Wreck Club Изготовление сайта: Internet Solutions Company